Secure the Shadow…Ere the Substance Fades

 

By Elizabeth Kelley Kerstens, CGRS, CGL

Е.А.

 

Вы однажды можете наткнуться на старую фотографию, на которой изображен застывший в странной, неестественной позе или, предположим, кажущийся спящим человек. Вполне вероятно, что вы встретились с достаточно редким – с точки зрения коллекционера – типом фотографии,  postmortem снимком.

Фотография postmortem, или memento mori, использовалась для того, чтобы зафиксировать на пленке изображение недавно умершего близкого человека. Практика такого рода пользовалась особенной популярностью во второй половине 19-го столетия, и существует в настоящее время в некоторых сообществах.

Человеку начала 21-го века эти фотографии могут показаться мрачными, но для создателей и обладателей таких снимков фотография была необходимым и вполне обычным способом справиться со скорбью по усопшему. Смерть не была необычным происшествием в 19-м столетии, и ни одно семейство не избежало ее прикосновения. В Соединенных Штатах в 1850 году средняя продолжительность жизни составляла 38.9 лет, и к 1900 году она выросла всего лишь до 49.6 лет. Уровень же младенческой смертности был таков, что в 1850 году на каждую тысячу родившихся детей приходилось порядка 217 случаев летального исхода, к 1900 году это количество сократилось примерно на 50 процентов (до 120 случаев).

Часто сталкиваясь со смертью, американцы викторианской эпохи (не знаю, насколько правомерно говорить об американцах викторианской эпохи, однако не будем перечить автору оригинала) относились к ней по-другому, нежели мы. Траур был частью повседневной жизни; ювелирные изделия, черный креп, венки и особая одежда, носимая в период траура, были сопровождающими его символами. Однако вследствие развития, которое претерпевали медицина и способы подготовки тела к погребению, взгляды на открытое выражение скорби изменились. Джей Руби, автор труда  Secure the Shadow, отмечал следующее: «С начала 20-го века до 1970-х годов, смерть становится запретным предметом для обсуждения среди представителей среднего класса в Америке».

 

 

Фотографируя смерть

 

Фотография была изобретена Луисом Дагерром в 1839 году во Франции. Первообраз фотографического снимка был назван дагерротипом в его честь. Дагерротипы быстро завоевали популярность в США. У многих люди из числа тех, что не могли себе позволить заказать написанный красками портрет, хватало средств сделать фотографию. В работе Sleeping Beauty: Memorial Photography in America Стенли Бернс отмечает, что за период с 1841 по 1860 гг. «в Америке было сделано приблизительно 30 миллионов дагерротипов». Все же вследствие высокого уровня смертности было значительное количество людей, которым ни разу не удалось сфотографироваться в течение жизни.

Тут к делу приступали предприимчивые дельцы от фотографии. Дабы благотворно повлиять на развитие бизнеса, фотографы, рекламируя свои услуги, уверяли, что могут своевременно сделать посмертный снимок. Скорбящие члены семьи могли воспользоваться их предложением и сфотографировать умершего как в студии, так и в собственном доме.

В течение этого периода времени фотографируемому телу обыкновенно придавали вид человека, находящегося в состоянии глубокого сна. Успошего укладывали на диван или кровать, при этом его глаза были закрыты, а голова находилась на подушке. Джей Руби, исследуя фотографию 1840-1880 гг., отмечал, что такая поза была в то время наиболее распространенной. Нередко на посмертных фотографиях тех лет появляются различные предметы, как-то: детская игрушка, крест или цветы. По наличию или отсутствию на снимке перечисленных выше предметов можно было определить, был ли человек жив или мертв на момент фотографирования.

Кроме того, была распространена практика придания мертвому телу позы живого человека. На многих фотоснимках усопшие сидят в кресле, или же фотография могла быть сделана таким образом, что создавалось впечатление, что на самом деле лежащий человек сидит выпрямившись. Иногда глаза умершего могли оставаться открытыми, иногда в процессе доработки фотографии глаза рисовались на закрытых веках.

В то время, когда посмертные снимки только начинали появляться, распространенной была практика фотографирования взрослых крупным планом, для детей обыкновенно делали фотографию в полный рост. Следует отметить, что гробы не всегда были готовы к нужному сроку, поэтому для предотвращения разложения тела помещали на доски, под которые клали лед. После Гражданской войны стало сравнительно часто использоваться бальзамирование и умершие могли быть сфотографированы уже лежащими в гробу.

Иногда родители фотографировались с мертвыми детьми на руках или на коленях. Некоторые из этих фотографий создавались таким образом, чтобы подчеркнуть чувства, которые испытывают родители, потерявшие ребенка; впрочем, изображенные на снимках такого рода люди могли и не проявлять никаких особенных эмоций. Глаза детей обыкновенно были закрыты, именно по этому признаку можно определить, что ребенок был уже мертв к моменту, когда была сделана фотография. Одной из разновидностей снимка этого типа была фотография одного из родителей, облаченного в траур и держащего портрет усопшего.

К началу 20 столетия фотография postmortem претерпела некоторые изменения. В это время начинают появляться снимки декорированного цветами гроба с прижизненной фотографией умершего на крышке. Фотографию обычно делали в гостиной дома умершего, где тело чаще всего ожидало погребения. Подобная практика была достаточно распространенной до тех пор, пока заботу о теле покойника не взяли на себя морги и похоронные бюро. В это время в Америке посмертные фотографии легко можно было обнаружить в фотоальбомах, на крышках фортепьяно в гостиных. Кроме того, копии посмертных фотографий часто высылались членам семьи, которые не смогли прийти на похороны.

 

 

Поиск фотографий postmortem

 

В фотоальбомах некоторых семей сохранились postmortem снимки, хотя их обладатели могут даже не подозревать об этом. Такую фотографию легко распознать, если усопший покоится в гробу, сложности с определением снимка  postmortem возникают в том случае, если изображенный на нем умерший человек сфотографирован так, чтобы создалось впечатление, что он жив, на некоторых фотографиях люди кажутся спящими. Вы можете попросить членов семьи показать старые фотографии и, быть может, вам удастся наткнуться на что-то подобное. Если вам не удалось обнаружить postmortem снимки, вполне возможно, что хотя они когда-то существовали, уже в 20 веке члены семьи не поняли их предназначения и избавились от них. Вообще-то вы можете найти фотографии такого типа в Интернете.

 

Dead Fred: Genealogy Photo Archive

Postmortem Photography

Thanatos.net

Tear Drop Memories

Postmortem Photographs

 

Определение временного отрезка, когда была сделана фотография

Попытки определения периода, в который была сделана фотография, могут не сразу увенчаться успехом. Процесс идентификации следует начать с определения типа фотографии (дагерротип, CDV или какой-либо другой формат). Классификации фотографий по их типу в зависимости от времени существования можно найти во многих книгах и на сайтах, включая следующие:

·               Burns, Stanley B. Sleeping Beauty: Memorial Photography in America. N.P.: Twelvetrees Press, 1990.

·               Gernsheim, Alison. Victorian and Edwardian Fashion: A Photographic Survey. New York: Dover Publications, 1981.

·               Leggatt, Robert. A History of Photography from Its Beginnings to the 1920s. Online at: http://www.rleggat.com/photohistory/.

·               Newhall, Beaumont. The History of Photography. New York: The Museum of Modern Art, 1982.

·               Nickell, Joe. Camera Clues: A Handbook for Photographic Investigation. Lexington: The University Press of Kentucky, 1994.

·               Taylor, Maureen A. Uncovering Your Ancestry Through Family Photographs. Cincinnati: Betterway Books, 2000.

·                

Заключение

Многим из нас посчастливилось унаследовать семейные фотографии, которые дают нам представление о жизни наших предшественников. Те из нас, кому удалось найти в старых альбомах снимки postmortem, могут прочувствовать боль и скорбь, которые сопровождали преждевременную кончину супруга, ребенка или кого-то из родителей. Мы сможем лучше понять своих предков в том случае, если научимся не отрицать посмертную фотографию, но поймем ее предназначение и то, почему она была так популярна в 19 столетии.

 

:: Вернуться в раздел ::

 

:: Отозваться в гостевой ::

 



Используются технологии uCoz