Ночной по… эээ… дозор.

 

Сразу оговорюсь, все нижесказанное ни разу не претендует на объективность и представляет собой только мое ИМХО и личные впечатления от нескольких часов игры.

 

Спервоначалу, каюсь, у меня возникло горячее желание написать на очередное творение фантазии команды отечественных игроделов «Nival» отзыв крайне злобный. Ну не оправдали они моих ожиданий на русскую мега-РПГ, которая могла бы встать в один ряд с забугорными Арканумами и прочими Фалаутами. И я потратила минут так 20, изливая на тетрадном листике в клеточку свой праведный гнев. Но по некотором размышлении решила, что высказывать свои претензии к «Ночному дозору» в особенно резкой форме, пожалуй, не буду, потому как для нашей индустрии игрушка получилась очень даже ничего (если сравнивать ее с другими отечественными, прямо скажем, бездарными поделками вроде низкокачественных «русских квестов» про каких-нибудь Севу и Рулю или подобных им дегенератов, детских логических игр для особо одаренных среди слаборазвитых и второсортных шутеров, которых у нас море разливанное), не шедевр, конечно, но достаточно грамотно сделанный и играбельный проект с дружественным интерфейсом и почти полным отсутствием багов (!) (прошла чуть дальше середины, заметила только один неприятный момент с вылетанием в синее окошко во весь экран и последующей перезагрузкой компа после выполнения одной из первых миссий, но проблема довольно просто решилась сменой уровня аппаратного ускорения звука на базовый, все же остальное в этом отношении пока безукоризненно). Это во-первых. Во-вторых, «Дозор» скорее всего задумывался как проект, рассчитанный в первую очередь на фанатов книги и фильма, которых у нас предостаточно, а уже потом – на любителей CRPG, которых меньше. Отсюда и безобразное упрощение ролевой системы, и небольшой выбор оружия и используемых персонажами предметов, и полностью линейный сюжет (те куцые варианты ответа, что появляются время от времени под репликой неписи, на деле мало на что влияют), и перенасыщение игры боевкой. Наверное, разработчики из «Nival» хотели побыстрее выпустить игрушку, пока не спал интерес народа к произведению Лукьяненко, поэтому на тщательную проработку фабулы, рассмотрение нескольких сюжетных линий, разработку побочных квестов и создание большого игрового мира, словом, на все, что является показателем хорошей классической CRPG решили, говоря по-русски, забить. Правильно, зачем все это надо - все равно ведь купят, потому что про Дозор. Так что отнесемся к детищу Нивала как к коммерческому проекту, рассчитанному на категорию фанатов, которым он придется вполне по вкусу, и не будем кричать, что игра безнадежно не удалась, ибо «Nival» перед собой цели догнать и перегнать «Fallout» не ставил.

         Ну да обо всем по порядку. Поговорим первым делом о том, без чего RPG, даже какие-нибудь rouge-like, не живут: о статах. Так вот, когда я увидела окошко с характеристиками, я была разочарована. Даже более чем. Характеристики тут всего три: магия, сила и ловкость (магию советуют качать, понятно, магу, силу - местному аналогу «танка», которого не совсем, ИМХО, удачно обозвали «перевертышем», а ловкость – чародею). Как говорил всем известный персонаж советского мультфильма, маловато будет. Ма-ло-ва-то! Такой недостаток атрибутов уже портит впечатление от ролевой системы, но разработчики пошли дальше: они лишили игрока законного удовольствия использовать очки опыта, получаемые при достижении каждого нового уровня, как ему заблагорассудится, и самостоятельно повышать характеристики. Все растет автоматически. Зачем это сделано? Не знаю, может, для того, чтобы не дать игроку шанса неправильно прокачать персонажа, из-за чего последний ближе к концу игры будет на раз-два убиваться плохишами. Для этого же, наверное, в окошке умений есть опция «выбрать рекомендуемое», которая позволяет выбрать наиболее полезную с точки зрения авторов способность.

         Теперь вторая вещь, без которой игра не живет, - сюжет. Вот к нему у меня, нареканий по большому счету нет. История потенциального Светлого Стаса, который на поверку оказывается не таким уж Светлым, довольно интересна. Абсолютную линейность к крупным недостаткам отнести сложно (мы же понимаем, что «линейный» не значит «плохой»). Другое дело, что такой тип сюжета не всем нравится. Мне, например.

Монологи NPC и протагониста написаны совсем неплохо и полностью озвучены (хорошо озвучены), тут претензий тоже нет. Только вот к середине игры начинают напрягать попытки персонажей беспрестанно хохмить, ибо иногда их шутки приходятся не совсем к месту. Еще прилично раздражает эпизод с немецкими солдатами, орущими что-то вроде «Хладен трупен убирайт». Такая развесистая клюква объясняется вроде как тем, что «находясь в Сумраке, можно без проблем понимать все языки», но все равно звучат эти «хладен трупены», на мой взгляд, как-то не очень. Лучше бы просто заставили немцев говорить по-русски.

Итак, сюжетная линия проработана не скажу, чтобы очень хорошо, но, во всяком случае, прилично, однако впечатление от нее несколько портит боевка, ибо замачивание темных Иных занимает около 70 процентов игрового времени. Происходит все это действо, ессно, чаще всего в Сумраке, только в отличие от литературного оригинала, параллельный мир состоит всего из одного уровня, в первоисточнике их вроде как побольше было. После получения задания партия тупо бегает по маленькой локации и в походовом режиме лупцует нехороших личностей, встретившихся ей на пути. Причем на небольшом клочке игрового пространства этих личностей оказывается на удивление много.  Не знаю, как вас, а меня это утомило, тем более что приблизительно до середины игры всех оборотней, ведьм, вампиров и им подобных ребят, время от времени выдающих глубокомысленные сентенции вроде «Ну йо…» и «Бль…», можно без проблем валить одним-двумя прокачанными до максимума заклинаниями. Ближе к середине игры маг учит замечательные способности «заморозка» унд «сон» и с их помощью вводит основные вражеские силы в долговременный ступор, а остальные члены партии добивают единственного не превратившегося в кубик льда и не заснувшего Темного, потом приходит очередь следующего несчастного, и так до полной победы сил света. Ни о какой хитроумной тактике речи тут быть не может, бои однообразны и к четвертой миссии успевают здорово поднадоесть. Хотя я игру до конца не прошла, и, кто знает, может, ближе к финальной битве боевая часть станет разнообразней и интересней. Но я почему-то крепко в этом сомневаюсь.

Напоследок скажу пару слов о графике и звуке. Их почему-то принято ругать нехорошими словами и записывать в «аццтой». Совершенно незаслуженно, на мой взгляд. И то, и другое сделано на среднем уровне, а саундтрек так вообще удался, особенно тема меню (на титрах, кстати, идет ее вариация с текстом, тоже довольно приятно слушать). После того как я насмотрелась на кривоногих инвалидов из, скажем, не так давно вышедшей «Beyond Divinity» и наслушалась озвученных гнусавыми голосами наших «профессиональных актеров» реплик из серии «Я ПИРИИГРУУЖЕН. МНЕ НАДА ЧЕ-ТА БРООСИТЬ», которые звучат в каждой второй игре, «Дозор» у меня раздражения не вызвал. Скорее наоборот. А вменять игре в вину то, что графика в ней хуже, чем во второй «Халфе», и разработчики поленились замутить какие-то невероятные звуковые эффекты, по меньшей мере странно. Это что такое? Тактическая РПГ. Так вот и ругать нужно за отсутствие тактики и недостаток ролевых элементов. Остальное уже вторично.

На основе всего вышесказанного подвожу итог: «Ночной дозор», понятно, не «рулез вековечный», но вполне грамотно сработанный коммерческий проект, ориентированный на определенный контингент покупателей, а именно на фанатов книги/фильма/мира. Те же, кто к таковым не относится, останутся от игры не в восторге.

 

Используются технологии uCoz